Облачные технологии в образовании

ВВЕДЕНИЕ

 

Такая уж сложилась в мире практика, что на блок-схемах, изображающих компьютерные сети, а первоначально – телефонные линии, удалённые подключения большой длины, в том числе, посредством Интернета, изображаются в виде облаков. С одной стороны облака – один сегмент сети или просто клиент, с другой стороны – другой сегмент, серверная часть или что-то ещё. С точки зрения потребителя вовсе неважно, что находится в самом облаке и что оно скрывает, главное – чтобы запрос, посланный в сторону этого облака, вернулся выполненным. И, в сущности, какая разница, какой именно запрос-требование: показать страницу сайта или окно заполнения формы, web-интерфейс почтового клиента или органы управления удалённой web-камеры; главное, чтобы облако "вернуло" требуемый заказ выполненным, желательно побыстрее и подешевле, в идеале – мгновенно и бесплатно.

Трудно сейчас найти того, кто первый придумал рисовать на схемах облака, однако идея прижилась, прочно вошла в практику, и, в конце концов, даже породила название нового типа вычислений – Cloud Computing (глоуд компьютинг), которое без особых затей так и переводят на другие языки – "облачные вычисления".

Цель работы: выяснить, возможно ли применение облачных технологий в современной школе, в каких информационных услугах нуждаются участники образовательного процесса.

Гипотеза: Внедрение облачных технологий в учебно-воспитательный процесс – необходимый этап в повышении качества образования

Задачи работы:

  1. выяснить, что представляет собой облачные технологии;

  2. рассмотреть понятие «облако»;

  3. рассмотреть историю развития облачных вычислений;

  4. выделить причины и проблемы, обуславливающие сложность внедрения облачных технологий;

  5. провести анализ эффективности внедрения облачных технологий в учебно-воспитательныйпроцесс с целью повышения качества образования.

     

    Применение облачных технологий в образовании.

    1. Электронная почта

    Для многих образовательных учреждений первым шагом в использовании облачных вычислений была передача им поддержки электронной почты (аутсорсинг) для своих учащихся. Электронная почта – это базовая, достаточно хорошо стандартизированная услуга, которая легко может поддерживаться  извне и определенно не является ключевой для работы образовательного учреждения. Два самых крупных поставщика «облачных услуг»,  Google и Microsoft во многих странах предоставляют образовательным учреждениям электронную почту бесплатно (Gmail, Live@edu).

    2. Хранение данных в «облаке». (своего рода – это размещение своих материалов на различных сайтах)

    Ситуация, когда пользователю удобнее сохранить данные в сети, чем на своем компьютере, возникает в последнее время очень часто. Как правило, это  связано с тем, что у крупных компаний, предоставляющих такие сервисы, гораздо больше возможностей по организации больших хранилищ – репозиториев. Особенно большое значение это приобретает в тех случаях, когда хранимая информация значима не только для одного человека, но и для группы – рабочего коллектива или сообщества. В этом случае размещаемые в хранилищах материалы, как правило, предоставляются для доступа всего сообщества, что существенно увеличивает их ценность и востребованность. Это может оказаться выгодным, если безопасность доступа к данным не является приоритетом, например, если видео- и аудиоматериалы предоставляются в качестве открытых образовательных ресурсов.

    Кроме того, под эту категорию попадает использование единых сетей образовательных и методических продуктов, таких, например, как единая коллекция образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru), а также хранилищ музыкальных произведений, электронных музеев и т.д.

    3. Облачные технологии в системах управления обучением.

    Другой вариант использования облачных услуг, который начинает распространяться в сфере образования – перемещение в «облако» используемых учреждениями систем управления обучением. В первую очередь, это имеет смысл для образовательных учреждений, которые не могут позволить себе покупку и поддержку дорогостоящего оборудования и программного обеспечения.

    Широкое применение в настоящее время нашла технология «электронного журнала», «электронного дневника» (см. рисунок 3). Это удобное средство общения учеников, учителей и родителей, основанное на возможностях Google Epps for Educations.

    4. Обработка данных в «облаке».

    Сервисы облачной обработки данных освобождает дисковое пространство пользователя, что позволяет ему заниматься проектной деятельностью в большей степени. Самое в этой области востребованное направление – антивирусное программное  обеспечение. Доверив, при условии его достаточной надежности, облачному сервису заботу о безопасности своей системы, пользователь может чувствовать себя достаточно защищенным. Все более актуальными становятся также системы программирования, вычислительная часть которых осуществляется  «в облаке».   Если компьютер учащегося подключен к облачному сервису, то его можно освободить от ненужного программного обеспечения, таким образом, компьютер становится менее требователен к ресурсам и мощности. Как пример можно упомянуть операционную систему Google Chrome, в которой эти возможности заложены изначально. Главной особенностью этой ОС является доминирование веб-приложений над обычными функциями ОС.  Ключевая роль при этом отводится браузеру. Стратегия создания нового продукта подразумевает архитектуру, нетребовательную к аппаратным ресурсам персонального компьютера, используемого для выхода в сеть Интернет. Тенденция переноса центра тяжести с ПК  пользователя на Интернет-ресурсы полностью соответствует  идеологии «облачных вычислений».

    5. Совместная деятельность в «облаке».

    Совместная деятельность, осуществляемая « в  облаке», является, пожалуй, самым востребованным направлением в школьном образовании. По-настоящему возможности сети проявляются в тех учебных ситуациях, в которых учащиеся имеют возможность работать сообща над коллективными проектами. В этом случае облачные сервисы становятся той основой, на которой создаётся мобильная  образовательная среда.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сегодня облачные вычисления – это то, чем почти каждый из нас пользуется ежедневно. Подыскав в Интернете подходящий сервис для ежедневного пользования, большинство из которых бесплатны или стоят относительно дёшево, особенно по подписке, мы избавляем себя от необходимости обновлять "железо" компьютеров для поддержки высокой производительности, утруждать себя настройкой этих сложных систем и покупать дорогие программные пакеты.

    Заинтересованность участников образовательного процесса в некоторых информационных услугах достаточно высока, а значит, целесообразно вести работу по внедрению облачных технологий в процесс образования.

    Информационные и коммуникационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения путем решения ряда задач:

  6. увеличения учебного времени без внесения изменений в учебный планы;

  7. качественного изменения контроля за деятельностью учащихся;

  8. интенсивного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс;

  9. повышения информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса;

  10. повышения мотивации учащихся к обучению;

  11. обеспечения гибкости управления учебным процессом.

    Всё это говорит, нам о том, что многие проблемы, возникающие в образовании, необходимо решать путем использования облачных вычислений для создания единого образовательного пространства не только одной школы, а всех образовательных учреждений Новосибирской области.

Категория: Мои статьи | Добавил: Lusien (30.07.2015)
Просмотров: 1478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: