Особенности преподавания курса информатики в 2019-2020 учебном году

Характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде: материя – энергия – информация.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» является единым и при составлении учебных планов, заполнении аттестационных документов не допускается разделять его на два предмета.

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях Новосибирской области в 2019-2020 учебном году должно осуществляться в соответствии с документами МОиНРФ.

Предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников на старшей ступени обучения для обеспечения их образовательных интересов в пофильном обучении, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2-11 классах в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области в 2019-2020 учебном году должно осуществляться в соответствии с региональным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. В связи с этим примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

  1. Начальная ступень общего образования

Во 2 классе «Информатика и ИКТ» согласно выбранному УМК может изучаться за счет компонента образовательного учреждения (34 часа в год).

В 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология» или как самостоятельный предмет. 

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

  1. Основная ступень общего образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и региональный базисный учебный план не предусматривают изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5-7 классах как пропедевтический базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.

В региональном базисном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» как самостоятельный учебный предмет федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представлен с 7 класса по 1 часу в неделю. Всего за 3 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе.

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует учитывать следующее:

  • курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные и межпредметные;
  • программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение (продолжительность одного курса может составлять четверть или полугодие);
  • программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, которые знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах (продолжительность курса – одна четверть).

3. Старшая ступень общего образования

На старшей ступени общего образования «Информатика и ИКТ» является учебным предметов по выбору на базовом или профильном уровнях.

Базовый уровень преподавания предмета (70 часов) ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации учащихся в целях их успешного вхождения в информационное общество.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей и потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средствам моделирования, информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится 280 часов. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Таблица 1

Количество часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в профильных классах (по федеральному базисному плану)

Профиль

Число недельных учебных часов за два года обучения

Социально-экономический

2

Информационно-технологический

8

Индустриально-технологический

2

Физико-математический

8

Универсальный

2

Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, которые представляют собой инвариантное ядро, обязательное для усвоения всеми учащимися, независимо от профиля обучения.

Повышение уровня информационно-технологической подготовки учащихся профильной школы может быть достигнуто за счет элективных курсов, которые позволяют учащимся расширить и углубить знания отдельных тем или тематических блоков курса информатики, вызывающих особое внимание школьников в зоне профильных интересов в интеграции с другими предметами.

Элективные курсы реализуются за счёт компонента образовательного учреждения. В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Действующие учебно-методические комплексы, обеспечивающие преподавание предмета.

Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, п.23) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Выбор учебников  относится к компетенции образовательного учреждения.

Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные  на 2019-2020 учебный год, ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах, в которых ранее не изучался предмет «Информатика и ИКТ». Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.

Для преподавания курса «Информатика и ИКТ» на начальной ступени образования рекомендуется следующее УМК: согласно ФГОС во 2 классе предмет информатика вводится как базовый в таких системах обучения как перспектива, школа 2100 и перспективная начальная школа.

- УМК системы «Перспектива» представлена автором Рудченко Т.А. (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь проектов, программы);

- УМК системы «Школа 2100» представлена автором Горячев (учебник «Информатика в играх и задачах» 2 части, методические рекомендации для учителя по курсу информатики и и по курсу математики с элементами информатики, комплект наглядных пособий 2 части, рекомендации для учителя)

- УМК системы «Перспективная начальная школа» представлена автором Бененсон Е.П. (учебник в 2 частях, методическое пособие «Комплект компьютерных программ к учебнику-тетради + CD», методическое пособие)

В остальных системах обучения предмет информатика и ИКТ можно вести как факультативный курс или внеурочная деятельность во 2-ом классе. Так, например, УМК системы «Школа России» представленная автором Семёновым (учебник-тетрадь 2 части, тетрадь проектов и пособие для учителя).

В 3 классе согласно ФГОС предмет информатика вводится как обязательный и в системе обучения Школа России, в остальных системах предмет информатика в начальных классах как базовый отсутствует. УМК 3 класса по ФГОС (презентация)

В тех школа, в которых 3-4 классы в это году еще обучаются по федеральному государственному образовательному компоненту, можно использовать УМК выше перечисленных авторов, и так же широко используется на начальной ступени образования УМК автора Матвеевой Н.В.

В федеральном перечне учебников учебники по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов не представлены, так как для этих классов нет часов в базисном учебном плане. Реализация непрерывного курса информатики и ИКТ рекомендуется на основе учебно-методического комплекса  Л.Л. Босовой или Н.В. Макаровой.

Таблица 2

Некоторые варианты преподавания непрерывного курса информатики и ИКТ в основной школе

Вариант

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Босова Л.Л.
(1 час)

Быкадоров Ю.А.

(1 час)

(2 часа)

2

Босова Л.Л.
(1 час)

Поляков Н.Д.

(1 час)

(2 часа)

3

Босова Л.Л.
(1 час)

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.

(1 час)

(2 часа)

4

Босова Л.Л.
(1 час)

Семакин И.Г.

(1 час)

(2 часа)

5

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

(2 час)

(2 часа)

В настоящее время авторы учебной литературы  выпускают не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:

  • учебник (обычно с компьютерным практикумом);
  • задачник;
  • рабочую тетрадь для учащихся;
  • методическое пособие для учителя;
  • компакт-диск с программно-методическим обеспечением;
  • комплект плакатов (обычно на компакт-диске).

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Новосибирской области рекомендуется использовать следующие авторские линии в 8-11 классах УМК: Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Макаровой Н.В.

1. УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 8 класс;
  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 9 класс;
  • практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы;
  • методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы;
  • И.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова и др. «Информатика в схемах»;
  • комплект плакатов;
  • программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). //  Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

В соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Информатизация образования»: подключение школ Российской Федерации к ресурсам сети Интернет) в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т.д.

Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:

  • алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;
  • объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;
  • объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.

УМК «Информатика и ИКТ» 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень) автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

·           учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10 класс;

·           учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 11 класс;

·           практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы;

·           методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы;

·           программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). //  Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;

·           Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на компакт-диске.

В соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.

Практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ» 8-11 классов ориентированы на использование  свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

Содержание учебников Угриновича Н. Д. для 8-11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

Учебники являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов не более, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках.

 

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (профильный уровень),  автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс;
  • учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 11 класс;
  • практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы;
  • методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы;
  • программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). //  Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
  • Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс», учебное пособие.

2.УМК «Информатика и ИКТ» 8-11 классы, автор И.Г. Семакин и др.

УМК «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, основная школа, автор И.Г. Семакин и др.

 Состав УМК:

  • учебник «Информатика. Базовый курс», 8 класс;
  • учебник «Информатика. Базовый курс», 9 класс;
  • задачник – практикум «Информатика» в двух томах, 8-11классы;
  • методическое пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе»;
  • методическое пособие «Структурированный конспект базового курса»;
  • комплект плакатов;
  • методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»;
  • программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова). //  Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
  • Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте.

Основная цель авторов – решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированы и отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. Помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), в них присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор  И.Г. Семакин и др.

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы;
  • практикум «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы;
  • задачник – практикум «Информатика» в двух томах, 8-11классы;
  • «Информатика и ИКТ. Методическое пособие», 10-11 кл;
  • И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационнные системы и модели. Элективный курс», учебное пособие;
  • И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», практикум;
  • И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», методическое пособие.

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики и ИКТ  базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального профиля (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим курс рассчитан на  восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с «естественнонаучным» и технологическим складом мышления.

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,  являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу  ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. 

3.УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор Н.В. Макарова

УМК «Информатика и ИКТ», (7) 8-9 классы, основная школа автор  Н.В. Макарова

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. 8-9 классы»
  • Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс
  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс

В учебнике представлена теоретическая часть дисциплины «Информатика и ИКТ» для основной школы.

Учебник состоит из трех разделов: «Информационная картина мира», «Программное обеспечение информационных технологий», «Техническое обеспечение информационных технологий».

Учебник может быть использован как для работы в классе, так и для самостоятельной работы.

Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс

Практикум является частью учебно-методического комплекта для средней школы. Его цель — обучить школьников работе на компьютере в основных программных средах: операционной системе Windows XP, графическом редакторе Paint, в приложениях пакета Microsoft Office (текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel, системе управления базой данных Access); технологии работы в сети Интернет. Рассматриваются основы программирования в среде Лого и основы алгоритмизации.

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор  Н.В. Макарова

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы;
  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. Базовый уровень, 10-11 классы;
  • учебное пособие «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ».
  • DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой.

Модульность представления учебного материала позволяет учителю самостоятельно формировать маршрут изучения этой предметной области в соответствии с выделенным объемом часов и уровнем подготовки учеников. Адаптировать содержание учебника возможно несколькими путями: использовать материал некоторых тем учебника для повторения, исключить из рассмотрения некоторые темы, применить ускоренное изучение материала и пр. При наличии большего количества учебных часов учитель может использовать материал из раздела, где представлены задания для самостоятельной работы. Этот же материал может быть предложен и тем учащимся, которые успешнее других осваивают учебную программу.

На территории Новосибирской области в некоторых общеобразовательных учреждениях с 2010 года реализуется переход на операционную систему Linux. В связи с этим учителям информатики и ИКТ при выборе учебников необходимо учесть, что все представленные УМК в Федеральном перечне ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладные программы.

Практикум для ОС Linux имеется только в УМК Угриновича Н.Д.

Методические рекомендации по организации

внеклассной работы по предмету информатика и ИКТ

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов нацелена на построение системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Задачей внеклассных занятий по информатике и ИКТ является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с компьютерной и мультимедийной техникой, литературой и навыков научно-экспериментальной работы.

Система внеклассной работы учителей по информатике и ИКТ включает работу с учащимися по подготовке и участию в следующих мероприятиях:

  • участие во всероссийской олимпиаде школьников по информатике и ИКТ (программирование);
  • участие в городских, региональных, международных конкурсах: Инфознайка, КИТ, олимпиада технического творчества учащихся (Интернет-олимпиада) и др.;
  • занятия кружков и факультативов;
  • исследовательская деятельность учащихся (НОУ, «Шаг в будущее» и др.);
  • проектная деятельность с использованием Интернет-ресурсов и др.;

Для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по программированию необходимы четыре условия:

  1. достаточный уровень логического мышления;
  2. трудолюбие и целеустремленность школьника;
  3. достаточное время для подготовки к олимпиаде;
  4. квалифицированное руководство подготовкой.

Для работы с одаренными учащимися по информатике в каждой школе должны систематически работать кружки и факультативы, работа которых направлена на подготовку учащихся к олимпиадам,  а также проводиться индивидуальная работа с учащимися, интересующимися программированием. В сельской малокомплектной школе можно создавать разновозрастные группы для факультативных занятий.

На занятиях предметных кружков, факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач, применению знаний в сложных, нестандартных ситуациях.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по информатике и ИКТ

Надежной гарантией успеха обучения каждого учащегося является регулярный контроль знаний.

Для качественной организации оценивания уровня подготовки обучающихся по информатике и ИКТ предлагается перечень литературы с тестами, самостоятельными и контрольными работами, практическими работами, а также полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ, учебные материалы по информатике, информационные ресурсы Интернет для учителя информатики, учебно-методические пособия.

Литература для мониторинга оценивания уровня подготовки

обучающихся по информатике и ИКТ

 

  1. Информатика. Тестовые задания. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010 г.
  2. Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. – Библиотека журнала «Информатика и образование».
  3. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2009.
  4. Тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, практикумы по решению задач, составленные по учебнику И.Семакин, Л.Залогова и др. Информатика. Базовый курс 7 – 9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
  5. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Галыгина И.В. Тематические контрольные работы по информатике в форме тестов. М.: Образование и информатика, 2009.
  6. Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 кл.» и А.Г.Гейна, А.И.Сенокосова, Н.А.Юнерман. «Информатика: 10-11 кл.» / М.В.Кошелев. – М.: Экзамен, 2010.

 

 

 

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в 2019-2020 учебном году

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005  № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации       от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».
  5. Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 18.06.2012 №1389.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН   2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2007 №22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН  2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 №48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН  2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.09.2010  №116 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН  2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
Категория: Мои статьи | Добавил: Lusien (01.06.2014)
Просмотров: 1105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: