Характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ». Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде: материя – энергия – информация. Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» является единым и при составлении учебных планов, заполнении аттестационных документов не допускается разделять его на два предмета. Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях Новосибирской области в 2019-2020 учебном году должно осуществляться в соответствии с документами МОиНРФ. Предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников на старшей ступени обучения для обеспечения их образовательных интересов в пофильном обучении, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом. Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2-11 классах в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области в 2019-2020 учебном году должно осуществляться в соответствии с региональным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. В связи с этим примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Во 2 классе «Информатика и ИКТ» согласно выбранному УМК может изучаться за счет компонента образовательного учреждения (34 часа в год). В 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология» или как самостоятельный предмет. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и региональный базисный учебный план не предусматривают изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5-7 классах как пропедевтический базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования. В региональном базисном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» как самостоятельный учебный предмет федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представлен с 7 класса по 1 часу в неделю. Всего за 3 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе. При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует учитывать следующее:
3. Старшая ступень общего образования На старшей ступени общего образования «Информатика и ИКТ» является учебным предметов по выбору на базовом или профильном уровнях. Базовый уровень преподавания предмета (70 часов) ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации учащихся в целях их успешного вхождения в информационное общество. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля. Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей и потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится 280 часов. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Таблица 1 Количество часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в профильных классах (по федеральному базисному плану)
Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, которые представляют собой инвариантное ядро, обязательное для усвоения всеми учащимися, независимо от профиля обучения. Повышение уровня информационно-технологической подготовки учащихся профильной школы может быть достигнуто за счет элективных курсов, которые позволяют учащимся расширить и углубить знания отдельных тем или тематических блоков курса информатики, вызывающих особое внимание школьников в зоне профильных интересов в интеграции с другими предметами. Элективные курсы реализуются за счёт компонента образовательного учреждения. В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям. При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью. Действующие учебно-методические комплексы, обеспечивающие преподавание предмета.Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, п.23) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Выбор учебников относится к компетенции образовательного учреждения. Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2019-2020 учебный год, ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах, в которых ранее не изучался предмет «Информатика и ИКТ». Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК. Для преподавания курса «Информатика и ИКТ» на начальной ступени образования рекомендуется следующее УМК: согласно ФГОС во 2 классе предмет информатика вводится как базовый в таких системах обучения как перспектива, школа 2100 и перспективная начальная школа. - УМК системы «Перспектива» представлена автором Рудченко Т.А. (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь проектов, программы); - УМК системы «Школа 2100» представлена автором Горячев (учебник «Информатика в играх и задачах» 2 части, методические рекомендации для учителя по курсу информатики и и по курсу математики с элементами информатики, комплект наглядных пособий 2 части, рекомендации для учителя) - УМК системы «Перспективная начальная школа» представлена автором Бененсон Е.П. (учебник в 2 частях, методическое пособие «Комплект компьютерных программ к учебнику-тетради + CD», методическое пособие) В остальных системах обучения предмет информатика и ИКТ можно вести как факультативный курс или внеурочная деятельность во 2-ом классе. Так, например, УМК системы «Школа России» представленная автором Семёновым (учебник-тетрадь 2 части, тетрадь проектов и пособие для учителя). В 3 классе согласно ФГОС предмет информатика вводится как обязательный и в системе обучения Школа России, в остальных системах предмет информатика в начальных классах как базовый отсутствует. УМК 3 класса по ФГОС (презентация) В тех школа, в которых 3-4 классы в это году еще обучаются по федеральному государственному образовательному компоненту, можно использовать УМК выше перечисленных авторов, и так же широко используется на начальной ступени образования УМК автора Матвеевой Н.В. В федеральном перечне учебников учебники по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов не представлены, так как для этих классов нет часов в базисном учебном плане. Реализация непрерывного курса информатики и ИКТ рекомендуется на основе учебно-методического комплекса Л.Л. Босовой или Н.В. Макаровой. Таблица 2 Некоторые варианты преподавания непрерывного курса информатики и ИКТ в основной школе
В настоящее время авторы учебной литературы выпускают не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:
С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Новосибирской области рекомендуется использовать следующие авторские линии в 8-11 классах УМК: Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Макаровой Н.В. 1. УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович Состав УМК:
В соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Информатизация образования»: подключение школ Российской Федерации к ресурсам сети Интернет) в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т.д. Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:
УМК «Информатика и ИКТ» 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень) автор Н.Д. Угринович Состав УМК: · учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10 класс; · учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 11 класс; · практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы; · методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы; · программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009; · Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на компакт-диске. В соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет. Практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ» 8-11 классов ориентированы на использование свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. Содержание учебников Угриновича Н. Д. для 8-11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям. Учебники являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов не более, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux). Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках.
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (профильный уровень), автор Н.Д. Угринович Состав УМК:
2.УМК «Информатика и ИКТ» 8-11 классы, автор И.Г. Семакин и др. УМК «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, основная школа, автор И.Г. Семакин и др. Состав УМК:
При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте. Основная цель авторов – решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированы и отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели. Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. Помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), в них присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности. Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии. УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор И.Г. Семакин и др. Состав УМК:
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики и ИКТ базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального профиля (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим курс рассчитан на восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с «естественнонаучным» и технологическим складом мышления. Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии». Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. 3.УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор Н.В. Макарова УМК «Информатика и ИКТ», (7) 8-9 классы, основная школа автор Н.В. Макарова Состав УМК:
В учебнике представлена теоретическая часть дисциплины «Информатика и ИКТ» для основной школы. Учебник состоит из трех разделов: «Информационная картина мира», «Программное обеспечение информационных технологий», «Техническое обеспечение информационных технологий». Учебник может быть использован как для работы в классе, так и для самостоятельной работы. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс Практикум является частью учебно-методического комплекта для средней школы. Его цель — обучить школьников работе на компьютере в основных программных средах: операционной системе Windows XP, графическом редакторе Paint, в приложениях пакета Microsoft Office (текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel, системе управления базой данных Access); технологии работы в сети Интернет. Рассматриваются основы программирования в среде Лого и основы алгоритмизации. УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор Н.В. Макарова Состав УМК:
Модульность представления учебного материала позволяет учителю самостоятельно формировать маршрут изучения этой предметной области в соответствии с выделенным объемом часов и уровнем подготовки учеников. Адаптировать содержание учебника возможно несколькими путями: использовать материал некоторых тем учебника для повторения, исключить из рассмотрения некоторые темы, применить ускоренное изучение материала и пр. При наличии большего количества учебных часов учитель может использовать материал из раздела, где представлены задания для самостоятельной работы. Этот же материал может быть предложен и тем учащимся, которые успешнее других осваивают учебную программу. На территории Новосибирской области в некоторых общеобразовательных учреждениях с 2010 года реализуется переход на операционную систему Linux. В связи с этим учителям информатики и ИКТ при выборе учебников необходимо учесть, что все представленные УМК в Федеральном перечне ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладные программы. Практикум для ОС Linux имеется только в УМК Угриновича Н.Д. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету информатика и ИКТ Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов нацелена на построение системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Задачей внеклассных занятий по информатике и ИКТ является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с компьютерной и мультимедийной техникой, литературой и навыков научно-экспериментальной работы. Система внеклассной работы учителей по информатике и ИКТ включает работу с учащимися по подготовке и участию в следующих мероприятиях:
Для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по программированию необходимы четыре условия:
Для работы с одаренными учащимися по информатике в каждой школе должны систематически работать кружки и факультативы, работа которых направлена на подготовку учащихся к олимпиадам, а также проводиться индивидуальная работа с учащимися, интересующимися программированием. В сельской малокомплектной школе можно создавать разновозрастные группы для факультативных занятий. На занятиях предметных кружков, факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач, применению знаний в сложных, нестандартных ситуациях. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по информатике и ИКТ Надежной гарантией успеха обучения каждого учащегося является регулярный контроль знаний. Для качественной организации оценивания уровня подготовки обучающихся по информатике и ИКТ предлагается перечень литературы с тестами, самостоятельными и контрольными работами, практическими работами, а также полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ, учебные материалы по информатике, информационные ресурсы Интернет для учителя информатики, учебно-методические пособия. Литература для мониторинга оценивания уровня подготовки обучающихся по информатике и ИКТ
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в 2019-2020 учебном году
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1105 | |
Всего комментариев: 0 | |